Альметьевской городской прокуратурой на основании информации, поступившей из Антитеррористической комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, проанализировано состояние исполнения законодательства о противодействии терроризму на объектах торговых комплексов

 

Альметьевской городской прокуратурой  на основании информации, поступившей из Антитеррористической комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, проанализировано состояние исполнения законодательства о  противодействии терроризму на объектах Торговых комплексов, расположенных в г. Альметьевск, РТ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В силу пунктов 1 и 7 статьи 2 Федерального закона № 35-ФЗ одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно пункта 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований, в зданиях с большим количеством посетителей должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в закрепленных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.44 Свода правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 (далее – СНиП 31-06-2009), установлено, что в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ дано понятие антитеррористической защищенности объекта (территории), согласно которой – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем  определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.

ТК «данные изъяты» относится к объектам с массовым пребыванием людей 1 (первой) категории. Данное обстоятельство создаёт условия для совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью юридических лиц.

Из предоставленной Антитеррористической комиссией Альметьевского муниципального района Республики Татарстан информации следует, что в ТК «данные изъяты» не проведен весь комплекс организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. В частности:

— входные двери со стеклопакетом и окна здания не усилены бронепленкой не ниже класса А-3;

— здание ТК «данные изъяты» не оборудовано необходимыми двумя стационарными арочными металлодетекторами.

Из выводов Антитеррористической комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан следует, что здание ТК «данные изъяты» ограниченно готово к антитеррористической и противодиверсионной устойчивости.

Невыполнение требований к антитеррористической защищенности указанных объектов создаёт условия для совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

Таким образом,  для обеспечения мер безопасности, отмеченные недостатки антитеррористической защищенности здания ТК «данные изъяты» должны быть устранены.

На основании изложенного,прокуратурой города в адрес директоров торговых комплексов внесено представление с требованием о принятии мер по устранению отмеченных нарушений законодательства о противодействии терроризму, их причин и условий, им способствующих.