Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции Российской Федерации положение части 4 статьи 27.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, согласно которому срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления

В соответствии с частью 4 статьи 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Теперь же, а именно с 21.11.2016, когда указанное Постановление было опубликовано на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), правоприменителем не может быть осуществлено административное задержание лица свыше 48 часов, в том числе в случае нахождения задержанного в состоянии опьянения, при отсутствии соответствующего решения суда.

Поводом и основанием для рассмотрения дела и принятия Конституционным судом РФ такого решения явились жалоба гражданина Сизикова Е.С., из которой следовало о наличии неопределенности в вопросе конституционности части 4 статьи 27.5 КоАП РФ.

В обоснование принятого решения Конституционным Судом РФ указано, что предусмотренные статьей 22 Конституции РФ и статьей 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод судебные гарантии права каждого на свободу и личную неприкосновенность охватывают собой любые способы воздействия на физических лиц, практическая реализация которых связана с изоляцией от общества, то есть свидетельствует о фактическом лишении их свободы. Следовательно, в российской правовой системе — исходя из конституционных принципов юридического равенства и равноправия — должно быть исключено, в том числе в рамках производства по делам об административных правонарушениях, любое отступление (чем бы оно ни аргументировалось и какие бы формы ни принимало) от закрепленных в Конституции РФ и нормах международного права гарантий свободы и личной неприкосновенности, к числу которых относится запрет задержания лица до судебного решения на срок более 48 часов (более подробно с текстом рассматриваемого документа можно ознакомится на вышеуказанных сайтах).

В соответствии с пунктом 2 резолютивной части рассматриваемого постановления Конституционного Суда РФ федеральному законодателю надлежит — внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего Постановления.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным конституционным законом №1-ФКЗ от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (абзацем 3 статьи 79); а государственных органов и должностных лиц обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией РФ в связи с решением Конституционного Суда РФ (статья 80)

29/11/2016