Специальная оценка условий труда

01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года.

В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 321-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе и в Трудовой кодекс РФ.
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда
В силу статьи 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
Согласно статьи 3 Федерального закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В соответствии со статьей 7 вышеназванного Федерального закона результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
подготовки статистической отчетности об условиях труда;
решения вопроса о связи возникших у работников заболевания с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
оценки уровней профессиональных рисков;
иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, специальная оценка условий труда необходима для охраны жизни и здоровья работника, получения им соответствующих компенсаций и гарантий при осуществлении трудовой деятельности в условиях воздействия на него вредных и опасных производственных факторов.
В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», пункта 4, специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.