В чём заключается применение налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента

Первое упоминание термина «должная осмотрительность» было в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 в пункте 10: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности».

Исходя из сложившейся практики, суд разрешая спор между сторонами опирается на активную позицию налогоплательщика, при выборе им контрагента. Выделены самостоятельные критерии оценки рисков налогоплательщиков: налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли; в бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов; в налоговой отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за определенный период и др.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций: во-первых, следует проверять сведения из ЕГРЮЛ с сайта ФНС (это делается для того чтобы избежать сделок с несуществующими лицами). На сайте налогового органа ведётся реестр дисквалифицированных лиц; во-вторых, получить выписку ЕГРЮЛ (большинство мировых судов считают это достаточным основанием); в-третьих, запросить копию свидетельства о регистрации и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Помимо проверки вышеуказанных документов, налогоплательщику нужно проверять и руководство организации: кто действует от имени организации, доверенности и пр. Отсутствие личных контактов при заключении сделки может свидетельствовать о том, что налогоплательщик не проявил должную осмотрительность. Доказать обратное помогут собранные данные об обстоятельствах заключения договора с контрагентом (кто участвовал в переговорах, кто отпускал товар и пр.).

Также, для того чтобы проявить достаточную осмотрительность при выборе контрагента нужно располагать очевидными доказательствами того, что контрагент имеет реальную возможность выполнить условия договора (то есть проверять прежде всего временной промежуток на оказание услуг или производство товаров).

Следует отметить, что заключая договор с контрагентом, нужно проверить всю документацию. Адрес – местоположение фирмы. Проконтролировать нужно и содержание договора на предмет логических и грамматических ошибок. И конечно, сравнение подписей на документах, представленных фирмой (кем подписано).