Прокурором внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов 

Прокуратурой города, во исполнение задания прокуратуры Республики Татарстан №21-13-2017  от 25.09.2017 «О проверке законодательства об общем образовании», проведен анализ деятельности МБОУ СОШ № данные изъяты  г.Альметьевска, в части обеспечения прав граждан Российской Федерации на добровольное изучение родного языка из числа народов Российской Федерации и государственного языка Республики Татарстан.

В прокуратуру города в течение сентября-октября 2017 года поступали обращения граждан с просьбой об исключении из учебных планов образовательных организаций, в которых обучаются их дети, таких учебных предметов как «татарский язык» и «литературное чтение на татарском языке».

При изучении учебного плана школы установлено, что он не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов  и принят без учета соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии со ст.12, 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» (далее Федеральный закон №273-ФЗ), содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно, в соответствии с  федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

В соответствии с ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, методов обучения интересам и потребностям обучающихся; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» предусматривает обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение прав граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.

Согласно ст.14 Федерального закона №273-ФЗ, в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

 Приказами Министерства образования  и науки России № 373 от 06.10.2009 и № 1897 от 17.12.2010 утверждены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального и основного общего образования, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарты включают в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования и к структуре основной образовательной программы общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 утверждены федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, которые являются основой для разработки учебных планов всех образовательных учреждений.

Изучение учебного плана основного общего образования образовательной  организации и расписаний занятий показало, что количество часов по изучению таких предметов как «Русский язык» и «Русская литература» не соответствуют требованиям Федерального примерного учебного плана, реализуемого в рамках ФГОС для организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации (вариант 4) и для организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов Российской Федерации (вариант 5).

Кроме того,  в соответствии с п.18.3.1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897, Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

В учебный план, как обязательный предмет для изучения входит филология, в чью предметную область включены русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык.

Вместе с тем, изучение учебного плана Вашей образовательной организации показало, что в обязательную часть введены такие предметы как «Татарский язык» и «Литературное чтение на татарском языке» вместо «Родного языка и литературного чтения». Кроме того, промежуточная аттестация по предметам «Татарский язык» и «Татарская литература»  проводится в форме балльного оценивания, успешное прохождение которой является основанием для допуска  к государственной итоговой аттестации и основанием для перевода в следующий класс.  При этом, в  образовательной организации обучаются дети различных национальностей, для которых татарский язык не является родным. Таким образом, образовательным учреждением необоснованно введено обязательное для всех учеников изучение государственного языка Республики Татарстан, что федеральными государственными образовательными стандартами не предусмотрено.

Согласно ст.26 Конституции РФ, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В связи с этим, изучение государственного языка Республики Татарстан является правом, а не обязанностью граждан, проживающих на ее территории.

В соответствии с ч.3, 4 ст.30 Федерального закона №237-ФЗ, при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Таким образом, при принятии учебного плана на 2017/2018 учебный год Вашей образовательной организацией необходимо было учитывать мнение родителей обучающихся в части согласия изучать государственный язык Республики Татарстан. Лишение родительской общественности данного права со стороны администрации образовательного учреждения стало причиной многочисленных жалоб об исключении изучения предметов «татарский язык» и «татарская литература» из инвариативной части учебного плана организации.

Кроме того, в нарушение требований ч. 4 и ч. 5 ст. 18 Федерального закона №237-ФЗ, перечень учебников, используемых для изучения предметов «Татарский язык» и «Татарская литература» указанного в учебном плане на 2017-2018 учебный год не входят в Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

В нарушение приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО),  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО) предметы татарский язык и литературное чтение (на татарском языке), татарский язык и татарская литература реализуются как обязательные для обеспечения изучения  государственного языка, в то время как ФГОС НОО, ФГОС ООО изучение государственных языков не предусмотрено.

В учебный план на уровне начального общего и основного общего образования включены предметы «татарский язык» и «литературной чтение (тат)» (1-4 классы), «татарский язык» и «татарская литература» (5-9 классы), при этом согласно Примерной основной образовательной программы начального общего образования и Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренных решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в учебные планы должны быть включены предметы «родной язык и литературное чтение» (1-4 классы), «родной язык и литература» (5-9 классы) с учетом прав родителей на выбор изучаемого родного языка в этой части учебного плана.

Федеральным базисным учебным планом образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 предусмотрено изучение родного (нерусского) языка в 5-9 классах (на сегодняшний обучение осуществляется в 8-9 классах) за счет регионального (национально-регионального компонента) и компонента образовательного учреждения но только в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения.

В учебный план, предусмотренный как в рамках ФГОС Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), так и в рамках ФК ГОС Базисным учебным планом предметы «Родной язык» и «Родная литература» не включены в качестве обязательных для изучения на уровне среднего общего образования.

Фактически на уровне основного общего образования значительно уменьшено общее количество часов на преподавание русского языка и литературы в отличие от примерных вариантов учебных планов: по русскому языку – на 7 часов, по литературе – на 3 часа в неделю за уровень образования 5-9 классы (5 лет обучения) с учетом использования Варианта 5 для ООО.

При приеме учебного плана образовательным учреждением не соблюдаются права родителей (законных представителей) обучающихся на выбор изучения предмета «родной язык».

При приеме в образовательное учреждение в заявлениях о приеме фиксируется ознакомление с документами, регламентированными ст. 55 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»: уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.

При этом указанное ознакомление не подразумевает собой согласие родителей (законных представителей) обучающихся на выбор в качестве родного языка – татарского.

          В ходе проверки установлено, что указанные грубые нарушения требований федерального законодательства были допущены заместителем директора по учебной части при подготовке учебного плана без учета мнения родителей учащихся, а также отсутствие со стороны руководителя надлежащего ведомственного контроля.

         Выявленные в ходе проверки существенные нарушения в работе образовательной организации нарушают права несовершеннолетних детей на качественное общее образование, соответствующее федеральным государственным образовательным стандартам, и ограничивают права родителей обучающихся на выбор языка образования.

          Изложенные факты нарушений требований законодательства об образовании и о языках, в деятельности образовательной организации указывают на необходимость принятия оперативных и действенных мер к их устранению и строгому соблюдению требований федерального законодательства в целях предупреждения возникновения социальной напряженности среди жителей города в части принуждения детей к изучению государственного языка Республики Татарстан.

На основании изложенного, в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в адрес руководителя образовательного учреждения было внесено представление с требованием  принять необходимые и достаточные меры, направленные на устранение допущенных нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению их впредь, заблаговременно уведомив о времени и месте рассмотрения представления.

И.Р.Нагаев  325933

18/10/2017