Социальная защита инвалидов

«Социальная защита инвалидов» и «социальная поддержка инвалидов».
Социальная защита инвалидов не случайно названа системой гарантированных государством мер, так как только системный подход в состоянии решить проблемы преодоления ограниченных возможностей инвалидов.

Под системой здесь понимаются взаимосвязанные комплексные меры, позволяющие совместно достичь поставленной цели. В качестве целей законодатель называет следующие:
1) преодоление, замещение (компенсация) ограничений жизнедеятельности инвалидов. Преодоление или компенсация ограничений жизнедеятельности — процесс медицинской, социальной, профессиональной реабилитации и абилитации, при котором ограничения жизнедеятельности инвалида максимально минимизируются путем технических средств, обучения инвалидов новым бытовым навыкам, профессиональной переподготовки, создания особых специальных условий работы, жизни. Цель таких мероприятий — «обнулить» или сделать такую попытку ограничения жизнедеятельности для человека. Например, инвалид по зрению с тотальной слепотой (100% потеря зрения) не может использовать ряд технических новинок «как они есть» (компьютеры, мобильные телефоны, тонометры и т.д.), для преодоления такой проблемы создают программные комплексы звукового сопровождения, которые с помощью синтезируемого электронного голоса помогают инвалиду использовать технику, комментируя его действия и озвучивая содержание экрана техники (например, озвучивая меню программы, читая смс-сообщение, и т.д.). Таким образом, частично компенсируется ограничение инвалида в виде невозможности использовать технику по причине слепоты. Заметим, что в последнее время производители техники стали по умолчанию предусматривать возможность голосового сопровождения (озвучивания) меню, содержания экрана и т.д., «электронные лупы», контрастные экраны и т.п. Для инвалидов с нарушением слуха, наоборот, требует текстовой сопровождение (дублирование) речи — специальные устройства бегущей строки;
2) создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Данную цель можно назвать «глобальной» или единственной, так как первая цель является составляющей «создания равных возможностей». Инвалид не в состоянии по объективным причинам при обычных условиях обладать равными возможностями с другими гражданами, не являющимися инвалидами. Такое состояние еще называют социальной недостаточностью, как состояние невозможности в силу ограничений жизнедеятельности вести обычный образ жизни. Участию в жизни общества мешают нарушения здоровья и ограничения жизнедеятельности. Между тем, в соответствии со ст. Конституции РФ, все граждане равны перед законом и обладают равными правами и обязанностями. Задачей социального правового государства является не правовой формализм, а живое объективное участие в жизни каждого гражданина, максимальное сглаживание различий, мешающих принципу правового равенства, недопущение дискриминации по какому-либо признаку. Конституция РФ предусматривает в этих целях возможность разумного ограничения прав или наоборот создание дополнительных мер поддержки (условий) для определенной группы людей, которые не в состоянии без посторонней помощи на равных с другими гражданами реализовывать свои конституционные права и свободы.
Государство путем проведения реабилитационных мероприятий, создания особых правовых, экономических условий и стремиться создать равные возможности.
Достижение названных целей осуществляется через систему социальной защиты. Законодатель раскрывает содержание такой системы через перечисление составляющих ее мер, а именно мер:
экономического характера;
правового характера;
социальной поддержки.
Меры правового характера всегда выступают на первый план, так как создают основу для реализации всех остальных частей системы. Под мерами правового характера понимаю, прежде всего:
создание и совершенствование соответствующий нормативно-правовой системы, которая детально регламентирует все вопросы социальной защиты, а именно: определение понятий «инвалид» и критерии установления (определения) инвалидности, механизм (порядок) установления инвалидности, правовой статус инвалидов, меры социальной поддержки, порядок реабилитации и правовой статус реабилитационных учреждений и т.д.;
контроль за единообразием законодательства РФ о социальной защите инвалидов: так как Россия — федеративное государство, то система национального законодательства РФ многоступенчатая. Задача правового контроля установление единого минимально гарантированного уровня социальной защиты инвалидов. Законодательство субъектов РФ не должно устанавливать иные, чем федеральное, нормы, умаляющие права инвалидов.
Экономические меры включают в себя несколько направлений:
создание эффективной системы предотвращения инвалидизации, путем реформирования системы здравоохранения (открытие новых медицинских центров, оснащенных новейшим медицинским оборудованием, обеспечение таких центров высококвалифицированными кадрами, а также переоснащение имеющихся лечебно-профилактических учреждений — в целях максимального предотвращения инвалидизации населения, лечения возникших нарушений здоровья, которые привели человека к инвалидности; финансирование агитационных программ, направленных на повышение культуры вождения (в целях предотвращения ДТП), пропаганду здорового образа жизни и т.д.;
создание эффективной системы медицинской, социальной, бытовой, профессиональной реабилитации и абилитации инвалидов (разработка реабилитационных программ, создание реабилитационных учреждений, переоборудование имеющихся реабилитационных центров, финансирование реабилитационных программ и т.п.);
создание доступной среды для инвалидов путем финансирования переоборудования, перепланировки объектов культурной, образовательной, спортивной, иной инфраструктуры, объектов связи и транспорта, поощрение хозяйствующих субъектов в участии программ по созданию доступной среды;
создание системы трудоустройства инвалидов, в том числе поддержка индивидуальной трудовой занятости инвалидов, предприятий общественных организаций инвалидов, введение налоговых льгот для юридических лиц, создающих рабочие места для инвалидов; создание системы специализированных учреждений для профессиональной переподготовки, реабилитации инвалидов, оказания содействия в трудоустройстве инвалидов.
Меры социальной поддержки законодатель выделяет в особую группу, и дает легальное определение понятию «социальная поддержка», под которой понимает систему мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам.
Под социальными гарантиями понимается система социально-экономических и правовых средств, обеспечивающих условия жизнедеятельности членов общества, социальных групп, реализацию их интересов, разнообразных связей и отношений*(1). Применительно к комментируемому Закону понятие социальной поддержки должно раскрываться через уже упомянутое понятие «социальная недостаточность». Социальная недостаточность как состояние невозможности реализации своих прав приводит к тому, что человек не может получить полноценное образование, лишается доступа к культурно-историческому наследию, не может реализовать право на труд, право на свободный доступ к объектам инфраструктуры и т.д. Социальная поддержка в этом случае призвана компенсировать социальную недостаточность, путем установления особых условий для реализации прав инвалидов.

Меры социальной поддержки могут быть различными, но все они направлены на возмещение (компенсацию) социальной недостаточности. В частности, к таким мерам относится система льгот (по оплате коммунальных услуг, по обеспечению лекарственными средствами, по санаторно-курортному лечению, упрощенная процедура поступления в образовательные учреждения и т.д.), призванная смягчить социальную недостаточность. В настоящие время часть льгот, которые предоставлялись в натуральном виде, предоставляются в виде компенсационных выплат, которые тем самым также становятся частью системы социальной поддержки. К мерам социальной поддержки могут относиться безвозмездное предоставление земельных участков, жилой площади, технических средств и т.п. Такие меры могут предоставляться как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Меры социальной поддержки осуществляются и в соответствии со специальными целевыми программами, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Право на социальную защиту, в том числе в виде мер социальной поддержки, гарантируется инвалидам ст. 28 Конвенции о правах инвалидов, в соответствии с которой государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище. Они также признают право на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.
Среди мер социальной защиты Конвенция о правах инвалидов называет, прежде всего, меры по:
обеспечению инвалидам равного доступа к получению чистой воды и по обеспечению доступа к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и другой помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью;
обеспечению инвалидам, в частности женщинам, девочкам и пожилым лицам с инвалидностью, доступа к программам социальной защиты и программам сокращения масштабов нищеты;
обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидностью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход;
обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья;
обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.
Отметим сразу, что хотя пенсионное обеспечение Конвенция о правах инвалидов относит к мерам социальной защиты, в комментируемой статье, к мерам социальной поддержки пенсионное обеспечение не отнесено. Возможно, такое указание связано с особой природой пенсионного обеспечения. Между тем, все же стоит учитывать пенсионное обеспечение в качестве меры по компенсации социальной недостаточности, а следовательно пенсионные выплаты имеют непосредственное отношение к системе социальной защиты инвалидов.