Какими нормативными правовыми актами руководствуются должностные лица контролирующих органов при проведении проверочных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»?

15/03/2022

С 01 января 2022 года плановые (внеплановые) контрольные (надзорные) мероприятия организуются и проводятся должностными лицами федеральных, региональных, муниципальных органов надзора (контроля) в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), положениями о виде федерального государственного контроля (надзора), утвержденными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации; положениями о региональном государственном контроле (надзоре), утвержденными высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; положениями о виде муниципального контроля, утвержденными представительным органом муниципального образования.

К примеру, сотрудники МЧС России при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в сфере пожарной безопасности руководствуются положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290; сотрудники Государственных инспекций труда – положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230.

Положения о федеральном, региональном и муниципальном виде контроля (надзора) являются основополагающими документами, определяющими перечни контрольных (надзорных) мероприятий и действий в составе каждого такого мероприятия, которые полномочны осуществлять должностные лица органов контроля (надзора).

Совершение контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ для определенного вида контрольного (надзорного) мероприятия, является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и влечет недействительность его результатов.

К примеру, при проведении контрольной закупки инспектор вправе произвести только осмотр или эксперимент, и не должен истребовать документы, опрашивать сотрудников и осуществлять иные действия, не предусмотренные ст. 67 Федерального закона № 248-ФЗ.