Ответственность за нарушение трудового законодательства

С 1 января 2015 года в административном законодательстве вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 421 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

Согласно этим изменениям, статья 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Новая статья 5.27.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие виды нарушений закона:

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор).

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Наказание зависит от вида и субъекта правонарушения – административный штраф на граждан до 5 000 рублей; на должностных лиц – штраф от 1 000 до 20 000 рублей, а также дисквалификацию на срок 1-3 года за повторные нарушения; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф от 1 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц – штраф от 30 000 до 200 000 рублей.

Статья 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность по части 1 за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Ответственность должностных лиц предусмотрена в виде штрафа в размере от 2 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок 1-3 года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф от 2 000 рублей 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – штраф от 50 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, с этого же времени законодатель увеличил сроки давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере трудового законодательства – если ранее применялись общие правила привлечения к ответственности в течение 2-ух месяцев, то сейчас к ответственности виновные лица могут быть привлечены в течение 1 года.

Ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда

Альметьевская городская прокуратура разъясняет, что с 01 января 2015 года вступают в силу изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, касающиеся правонарушений о труде и об охране труда.

Так, в соответствии с частями 2 и 3 статьи 5.27 КоАП РФ, ответственность наступает за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), а также за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

За эти нарушения наступает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если лицо ранее совершило такие нарушения законодательства о труде и было подвергнуто административному наказанию, то за повторное аналогичное административное правонарушение, в отношении него назначается наказание в виде административного штрафа: на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации законодатель выдели в отдельную статью – статью 5.27.1 КоАП РФ, состоящую из 5 частей.

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1-4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Разъяснение об административных правонарушениях РФ ст.5.27 КоАП РФ

С 1 января 2015 года вступят в силу изменения в статью 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, которая дополнена новыми составами административных правонарушений. Вводится ответственность в виде штрафа за допуск к работе лица, с которым официально не заключен трудовой договор, отказ работодателя признать факт возникновения трудовых отношений (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ), уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ), а также за совершение вышеназванных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч.5 ст. 5.27 КоАП РФ). Одновременно КоАП РФ дополнен статьей 5.27.1, предусматривающей ответственность должностных и юридических лиц за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, таких как: — нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение; — допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний; — не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; — совершение вышеперечисленных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию.