Разъяснение, некоторых положений в законодательстве РФ о налогах и сборах

Письмом Федеральной налоговой службы от 17 января 2020 г. N ЕД-4-2/523 дано разъяснение, касающееся комплаенса. Как следует из письма Федеральной Налоговой Службы, понятия комплаенса и комплаенс-проекта законодательством РФ о налогах и сборах не предусмотрены.
Под комплаенсом в юридической практике понимается следование в налоговых вопросах разъяснениям консультантов, советников, экспертов и пр. третьих лиц.
Налоговая служба также отмечает, что в перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения входит выполнение им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, и (или) выполнение им мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
При этом выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных третьими лицами, в перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, не входит, а также не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения.
Вопрос о возмещении убытков, причиненных данными разъяснениями, может быть разрешен в рамках гражданско-правовых правоотношений между лицом, оказавшим некачественные консультационные услуги и его клиентом.